Автор статьи: Зелинский Владимир, 2008 год (с изм. и дополн. 2010, 2012 гг.)

МИКРОРАЙОН ЗАРЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Микрорайон Заря — микрорайон города Балашиха Московской области России.

 

Бывший военный городок ВВС Заря.

 

Население 25 тысяч человек.(1)

 

Дата основания посёлка — 23 мая 1962 года.

 

В мае 1962 года главнокомандующий Войсками ПВО маршал авиации В.А.Судец подписал приказ «О назначении комиссии по рассмотрению вопроса строительства жилого городка объекта 190-Б».

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.История

2.Платформа «Заря»

3.Транспорт и связь

4.Достопримечательности и отдых

4.1.Достопримечательности

4.2.Отдых и рыбалка

5.Примечания

Микрорайон Заря

(справочные данные)

Город:

Балашиха

Дата основания:

23 мая 1962 г.

Координаты:

55°45′00″ с. ш. 38°05′00″ в. д.

Прежний статус:

военный городок

Год включения в черту города:

15 января 2007 г.

Прежние названия:

посёлок Заря

Почтовые индексы:

143922

Население:

25 тыс. чел. (2010)

Телефонные колы:

+7495, +7498, +7499

ФОТОАРХИВ

 

1.История

Строительство жилых домов и объектов жизнеобеспечения осуществляло УНР-607 (Управление начальника работ) Главспецстроя. Одним из первых в 1961 году был построен дом № 1/7 по нынешней улице Ленина, а улица Московская положила начало массовому строительству жилья в 1962 году.

За несколько лет было построено 73 жилых дома. Отопление первого микрорайона осуществлялось котельной, ныне расположенной в районе площади Ветеранов. По мере роста посёлка были введены ещё две котельные. Одна, на территории поселка, в 1967 году, а вторая, более мощная, — за пределами Зари, в 1993 году. Строители Главспецстроя со своей задачей справились отлично. В целях улучшения обеспечения жителей посёлка медицинским, торговым обслуживанием и услугами связи за короткое время у живописного озера(на данный момент исключительно загрязнённого и не пригодного для купания) в лесу появились: в 1965 году — поликлиника № 8, в 1972 году — торговый центр, в 1981 году — почта и телеграф, в здании которого были размещены также филиал Сбербанка, переговорный пункт и радиоузел. Первый детский сад построен в 1963 году (сейчас здесь общежитие). В 1971 и 1988 годах построены два типовых здания для ДОУ № 9 и № 62. В 1974 году построен и сдан в эксплуатацию комбинат бытового обслуживания.

В 1965 году введена в строй первая средняя школа (в настоящее время в здании размещены домоуправление и музыкальная школа). В 1972 году приняла первых учащихся средняя школа № 15. В 1994 году открылась школа № 28, позже ставшая гимназией № 2.

В 1972 году открылся Дом офицеров, а в апреле 1978 года центр поселка украсил великолепный и уникальный в своем роде Музей Войск ПВО.

В 1979 году построено и сдано в эксплуатацию здание для размещения 6-го управления УВД и поселкового отделения милиции.

Позднее в 1999 году по процедуре объединения войск ПВО и ВВС, из Москвы в этот городок был выведен главный штаб ВВС.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 1514-р военный городок Заря ("Балашихинский район, посёлок Заря 190-Б") был исключён из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р.(2)

В начале 2007 года в целях упорядочения адресного хозяйства поселений при ведомственных объектах, расположенных на территории городского округа Балашиха, посёлку Заря был изменён статус на микрорайон с включением в состав города Балашиха.(3)

2.Платформа «Заря»

2.1.Общие сведения

Платформа Заря — железнодорожная платформа Горьковского направления МЖД в микрорайоне Заря городского округа Балашиха Московской области в 31 км от Курского вокзала. Названа по бывшему военному посёлку, в котором располагается сейчас — один из микрорайонов городского округа Балашиха. На момент открытия в 1995 году неофициально называлась «Заря». Официальное название по документам РЖД — площадка 30-й километр. После 2003 года прежнее название платформы «Заря» было восстановлено и официально утверждено. Время движения от Курского вокзала до платформы «Заря» — 42 минут[4].

2.2.История возникновения

Большим неудобством для жителей посёлка Заря было отсутствие вблизи остановочного пункта электропоездов. Совет ветеранов посёлка неоднократно обращался с просьбами о строительстве платформы "Заря" к Главному командованию Войск ПВО и руководству Московской железной дороги, но положительного решения по данному вопросу долго не было.

Только в 1988 году дело наконец-то сдвинулось с места: ходатайство перед Московской железной дорогой о строительстве остановочного пункта для пригородных электропоездов у посёлка Заря (его текст по указанию члена Военного совета Войск ПВО В.А.Силакова был подготовлен В.В.Зеленовым) дало положительный результат.

13 мая 1988 г. заместитель начальника Московской железной дороги согласовал строительство остановочного пункта при условии, что разработка проекта и его строительство будет осуществляться за счёт средств Войск ПВО. Проработка вопросов инженерны муправлением Войск ПВО со службами Московской железной дороги показала, что проектирование и строительство остановочного пункта должно выполняться организациями Министерства путей сообщения в период с 1989 по 1991 год. Ориентировочная стоимость строительства объекта с подъездными дорогами и инженерными сооружениями (подземный переход и другое) составила 350 тысяч рублей.

12 тюля 1989 г. результаты проработки будущего строительного объекта были доложены генерал-майором А.Соломатиным главнокомандующему Войсками ПВО И.Третьяку, но тот окончательного решения не принял в связи с отсутствием денежных средств и неопределённостью со строительной организацией. Повторно А.Соломатин обратился к главнокомандующему Войсками ПВО от имени совета ветеранов и всех жителей посёлка 30 августа 1989 г., и генерал армии И.Третьяк, после всесторонней проработки вопроса, принял решение о строительстве платформы за счёт средств Войск ПВО.

Работа по подготовке всех документов, отводу земельного участка, согласованию строительства с санитарной службой и решению других сопутствующих задач в инженерном управлении была поручена Д.А.Лычко, который прилагал все силы, чтобы строительство платформы было начато и закончено в установленные сроки. В октябре – ноябре 1989 года совместно с представителями Московской железной дороги было определено место под строительство, получены согласие санитарно-экологической службы и технические условия на подключение к инженерным сетям. А в декабре была определена проектная организация (Мосдоржилпроект) и подготовлено задание на проектирование.

В 1990 году была разработана и утверждена проектно-сметная документация, а сами работы включены в титул капитального строительства на 1991 год с окончанием в четвёртом квартале.

Но так уж случилось, что препятствия для строительства возникли там, где их никто не ожидал. Черновский сельский Совет народных депутатов решил отказать в согласовании остановочного пункта у посёлка Заря из-за опасения, что после его ввода в строй сократится количество остановок электропоездов на платформе Чёрное. Потребовались усилия многих должностных лиц и органов власти, чтобы разрешить возникшую проблему.

Проведённое 1 февраля 1990 г. совещание при главном инженере Московско-Курского отделения железной дороги, в работе которого приняли участие генералы Н.Н.Брянцев и И.Л.Добровольский, протоколом подтвердило необходимость строительства платформы "Заря" и дало гарантию, что ввод в эксплуатацию нового остановочного пункта не повлечёт за собой сокращение количества остановок на платформе Чёрное.

Учитывая вышеизложенное, начальник Главного штаба Войск ПВО генерал-полковник И.М.Мальцев обратился к председателю исполкома Балашихинского городского Совета народных депутатов, а депутатская группа посёлка – в Черновской сельский Совет с просьбой решить вопрос строительства платформы "Заря" положительно. И тем не менее сессия Черновского сельского Совета 10 мая 1990 г. подтвердила своё предыдущее решение, хотя представители посёлка Н.Н.Богомолов и Е.А.Садовников убедительно доказывали депутатам сельсовета необоснованность их опасений. В свою очередь и Балашихинский горсовет поддержал решение Черновского сельсовета и тоже отказал в строительстве платформы "Заря", игнорируя при этом обращение начальника Главного штаба Войск ПВО.

Работы по строительству замедлились, а 7 февраля 1992 г. Московская железная дорога официально проинформировала председателя Балашихинского горсовета о приостановлении строительства платформы до принятия по этому вопросу положительного решения. Но так как обстановка в стране в это время была крайне нестабильной, возникла ситуация, когда промедление приводило к полному срыву важнейшего мероприятия. В связи с этим необходимо было в кратчайшие сроки добиться от местных властей положительного решения по данному вопросу и тем самым спасти ситуацию. Действиями ветеранов и офицеров-депутатов эта задача была решена.

Инициативная группа провела опрос населения, в результате которого было установлено, что ежедневно более трёх тысяч жителей посёлка Заря пользуются электропоездами. Учитывая эти результаты, депутатская группа посёлка Заря направила письмо в Московский областной Совет народных депутатов, в котором были приведены убедительные аргументы в пользу строительства платформы. В сборе и обобщении информации, подготовке документов участвовали И.Н.Богомолов, Я.И.Лящук, С.Г.Рак, Е.А.Садовников. Быстрого включения обращения депутатов в повестку дня сессии добился С.Г.рак.

Вопрос строительства железнодорожной платформы у посёлка Заря был рассмотрен областным Советом 17 июня 1992 года. Интересы жителей посёлка на сессии отстаивал депутат горсовета Я.И.Лящук. Областной Совет отменил решение Балашихинского горсовета о запрете и поручил главам администраций Московской области и Балашихинского района в двухнедельный срок согласовать строительство платформы с Московско-Курским отделением железной дороги и оказать ему необходимую помощь.

23 июня 1992 г. Балашихинский горсовет принял решение о продолжении строительства, о чём он и проинформировал заинтересованные стороны, в том числе и Московскую железную дорогу. Информацияо принятом Московским облсоветом решении и просьба возобновить работы по строительству инженерным управлением Войск ПВО 26 июня была направлена главному инженеру железной дороги. Преграды были устранены.

Работы по строительству платформы "Заря" были начаты Московской железной дорогой в 1993 году и проводились в условиях жестокой инфляции и недофинансирования Войск ПВО. Вследствие этого строительство продолжалось до 1995 года, а в ходе его были изменены некоторые элементы проекта, в частности, исключён подземный переход. А первоначально построенный подземный переход через железную дорогу впоследствии расширялся за счёт средств администрации рынка «Митрич», возглавляемую депутатом Балашихинского районного Совета депутатов Д.М.Манышиным.

Но, несмотря на возникшие проблемы, главный вопрос был решён – 1 апреля 1995 г. платформа «Заря» была открыта.(5)

2.3.Инфраструктура платформы «Заря»

Остановочный пункт состоит из двух платформ, соединённых только настилом через пути. В июле 2010 года на платформе «от Москвы» установлен навес. Микрорайон Заря расположен к северу от платформы, на его границах находятся недействующие контрольно-пропускные пункты, в зданиях которых располагаются ЧОП «Мангуст»-сигнализация, нотариальная контора, опорный пункт полиции. Контрольно-пропускной режим отменён в 2007 году. На билетах ЦППК до сих станция отправления печатается "ОП 30 КМ".

3.Транспорт и связь

Транспортное сообщение осуществляется по железной дороге Горьковского направления МЖД (платформа Заря), Носовихинскому шоссе и через Восточное шоссе по Горьковскому шоссе. Из микрорайона ходит автобус № 32 на а/с «Звездная», проходит автобус № 20. Маршрутные такси: № 550 (на метро Новогиреево), № 574 (на метро Партизанская).

Услуги телефонной связи предоставляют АТС Балашихинского узла электросвязи Московского филиала ООО «ЦентрТелеком» (код 495), ООО «СОВБАЛТ ТЕЛЕКОМ» (входит в состав «Нэт Бай Нэт холдинг», код 498) и ЗАО «Корпорация ОСС» (код 499). Введена в строй цифровая АТС ОАО «Воентелеком». Доступ в Интернет по кабельным сетям предоставляют ООО «Нет Бай Нет», ООО «ВС ЛИНИЯ» и ЗАО «Корпорация ОСС». Микрорайон находится в зоне покрытия основных сетей мобильной связи (МТС, Билайн, Мегафон, Скайлинк), в зоне действия МТС 3g, Мегафон 3g.

4.Достопримечательности и отдых

4.1.Достопримечательности

  • Музей войск противовоздушной обороны с уникальной экспозицией (6)
  • Дом офицеров ВВС. В Доме офицеров имеется библиотека, действуют кружки и студии для детей и взрослых. В киноконцертном зале демонстрируют фильмы (нерегулярно), проходят концерты и театральные постановки (в основном учащихся музыкальной школы и театральной студии).
  • Бюст Маршала Советского Союза Батицкого П.Ф.
  • Памятник «Защитникам неба Отечества в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов»
  • Первая и единственная в России посвященная офицерским женам скульптурная композиция «Ожидание»
  • Бары, кафе-клуб «Готика», ресторан «СВ»
  • Храм Саввы Сторожевского

4.2.Отдых и рыбалка

В 1972 году в границах микрорайона на месте песчаного карьера был оборудован пруд с благоустроенным пляжем. Рядом с прудом находится зона отдыха — прогулочная дорожка, скамейки для отдыха, футбольное поле и спортивные площадки, детская площадка, летнее кафе. С востока и севера к границам микрорайона прилегает лес. На расстоянии около 2 км находится реликтовое озеро Бисерово.

Практически во всех водоемах водится  — карп, карась, окунь и плотва. В Бисеровском озере, помимо карпа и карася, много подлещика и щуки. Рыбачить здесь удобнее с лодки, береговая зона мелководная и заболоченная. Лишь в начале лета у берега взабродку ловят крупного карася. Озеро населяют плотва, линь, окунь, щука, карп, карась, пескарь, ерш. Зимой на мормышку и поплавочные удочки на мотыля берут окунь, плотва, ерш. Весной и летом поплавочными удочками ловятся карась, плотва, окунь, ерш, карп, пескарь, на кружки - щука. Лучшие места лова на правом берегу. Ловят обычно в "окнах" между водной растительностью на червя. При этом необходимы высокие резиновые сапоги.

Карась хорошо берет у левого берега, ближе к железной дороге. К озеру подходят карьеры, в которых зимой можно ловить окуня и плотву, а летом - окуня и карася. В 1 км от Купавны имеется рыболовно-спортивная база "Бисерово". База предоставляет спальные места и лодки.

На 32-м км Горьковской линии железной дороги, влево от станции расположено живописное озеро Бисеровское. Площадь его около 100 га. Берега большей частью покрыты смешанным лесом. Много уютных мест для отдыха. На озере большая спасательная станция. Долгое время озеро принадлежало рыбхозу, и спортивная ловля была запрещена. Сейчас озеро передано московскому обществу "Рыболов-спортсмен", где создана своя база и лодочный парк. Озеро охотно посещают любители рыбной ловли и летом, и зимой.

Обычно на водоёме ловят поплавочными удочками, на мормышку, отвесным блеснением на мелкие блесны, зимними живцовыми удочками Ловля кружками и спиннингом малоуспешна, но последнее время на кружки успешно попадают щурята до 600 г.

Озеро Бисерово

Глубина озера местами достигает 6 м. Дно - песчаное, на более глубоких участках - илистое. В озере обитают плотва, окунь, щука, карп, карась, пескарь, ерш. Крупный карась попадается в карьерах, где можно удить в ненастную погоду. Ловля карася ранней весной в самом конце апреля - начале мая при прогреве воды на мелководье.

Лучшие места ловли по правому берегу озера, вблизи шоссе, идущего от железнодорожной станции. Здесь рыболовы, заходят в укромные места залива, расположенные среди кустов, и ловят в прогалинах между прошлогодней водной растительностью. Карась иногда попадается весом до килограмма, поэтому подсачек необходим. Леска нужна тонкая, около 0,2 мм, а поплавочек совсем маленький, чутко реагирующий на слабую поклевку. 

Другое интересное место для весеннего ужения карася расположено на противоположной стороне, около леса, также в первой трети водоема, ближайшей к железнодорожной линии. Здесь к озеру примыкает группа соединенных с ним карьеров. Они небольшие, неглубокие, но карась группируется тут перед нерестом, и возможна ловля с берега. Сюда приходят рыболовы и летом, спасаясь от большой волны на озере.

Озеро богато крупным мотылем, который является естественным кормом многих рыб. Поэтому ужение лучше разнообразить применением других насадок. На озере ведется добыча мотыля для торговой сети Москвы.(7)

5.Примечания

1.Всероссийская перепись населения 2010 года.

2.Постановление Главы городского округа Балашиха от 26 февраля 2007 г. № 236/3 "Об упорядочении адресного хозяйства на территории городского округа Балашиха".

4.Расписание электричек Москва - Заря. Стоимость проезда. Цена билетов на электропоезда.

5.Книга "Заря победы нашей" ISBN 5-902370-27-2.

6.Музей войск противовоздушной обороны.

7.Информация рыболовам. Форум.

В начало

©Все права защищены законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материалов активная ссылка на сайт "ГОРОД БАЛАШИХА. МОЙ ДОМ" обязательна! 

Настоящий сайт не является коммерческим сайтом, он создан и поддерживается частным лицом.

 

©Совет многоквартирного дома






Создать бесплатный сайт с uCoz